|
|
|
|
ПОСОБИЕ ПО БИОЛОГИИ |
|
Общие вопросы
- Использование пособия
- Вопросы самоконтроля по биологии для поступающих в ВУЗы
- Методологические основы биологии
- Главные теории, законы и закономерности биологии
- Справочные материалы по ботанике, зоологии, анатомии
- Некоторые знаменательные даты в развитии биологии
- Использованная литература
- Сетевые клады и благотворительные вклады
Основные термины и понятия
- Факторы эволюции. Дарвинизм. Развитие органического мира
- Корень, стебель, почка, побег, внутренне строение стебля, видоизмененные побеги
- Лист, внутренне строение листа, вегетативное размножение, цветок
- Анатомия, физиология, гигиена
- Основы генетики и селекции
- Основы экологии. Экологические системы
- Биосфера и человек. Взаимосвязь природы и общества
|
Введение |
|
|
|
ЦИТОЛОГИЯ
- Строение клетки
- Ионные каналы плазмалеммы и тонопласта
- Камкин А.Г. Физиология и молекулярная биология мембран клеток: учебник для ВУЗов. М., Академия, 2009
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
Общие вопросы
Предмет анатомия, физиология и гигиена человека
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКИ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА. ИХ СВЯЗИ С ГИГИЕНОЙ
Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и составляющих его органов и систем в связи с их функциями и с
условиями окружающей среды. Анатомия теснейшим образом связана с другой наукой — физиологией, исследующей функции отдельных клеток,
тканей, органов и их систем и организма в целом. Для обеспечения жизнедеятельности организма необходимы условия, при которых он или
отдельные его системы могут функционировать наиболее четко и эффективно. Наука, определяющая эти условия, называется гигиеной.
Гигиена помогает правильно организовать труд и отдых, предупреждать болезни, сохранять здоровье и работоспособность. Анатомия,
физиология и гигиена вместе с некоторыми другими науками служат базой для современной медицины.
Анатомия и физиология имеют важное значение и для других отраслей знания: общей биологии, экологии, биокибернетики, бионики,
педагогики и т. д.
Прежде чем приступать к изучению строения и функций отдельных систем органов, необходимо ознакомиться с некоторыми общими
понятиями и разобрать строение и функции различных тканей.
Тело человека, как и животных, состоит из клеток. Строение клетки и процессы, происходящие в ней, подробно изучаются в курсе общей
биологии. Клетки, сходные по строению, имеющие общее происхождение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани. Большинство
тканей помимо клеток содержат межклеточное вещество различного строения. Тканей в человеческом организме много, но все их можно
разбить на четыре большие группы. Строение каждого типа тканей подробно описано в теме
"Общий обзор организма человека".
В табл. 24 показаны некоторые разновидности тканей и их главные функции. Следует знать свойства каждого типа ткани, строение
составляющих их клеток.
Ткани образуют органы, а группа органов, выполняющих сходные функции, составляет систему органов. В учебнике перечислены все
системы органов, обеспечивающие работу организма.
Таблица 24. Ткани тела человека |
Тип ткани | Разновидность | Основные функции | Место расположения |
Эпителиальная | Однослойная | Защитная | Слизистые оболочки внутренних органов |
Многослойная | " | Покровы тела |
Железистая | Секреторная | Железы внешней и внутренней секреции |
Соединительная | Костная | Защитная, опорная, кроветворная и др. | Скелет |
Хрящевая | Защитная, опорная | Скелет, органы дыхания и др. |
Волокнистая | Опорно-защитная | Внутренние органы |
Жировая | Запасающая, защитная | Подкожная клетчатка, внутренние органы |
Кровь | Дыхательная, транспортная, защитная | Полости сердца и кровеносных со судов |
Мышечная | Поперечно-полосатая скелетная | Сократительная | Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, начальная часть пищевода) |
Поперечнополосатая сердечная | " | Сердце |
Гладкая | " | Мускулатура пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов и других внутренних органов |
Нервная | |
Обеспечение согласованной деятельности разных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление
обмена вещества к изменяющимся условиям |
Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна |
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение наук — анатомии, физиологии и гигиены.
- Что называется тканью? Какие типы тканей имеются у человека и животных?
- В чем отличие соединительной ткани от всех остальных типов ткани?
- К какому типу тканей относится кровь?
- Каковы свойства и значение нервной ткани?
- Сопоставьте строение гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани. Из какой ткани состоят мышцы сердца, кишечника, скелетные мышцы?
- Какие системы органов человека вы знаете?
Общий обзор организма человека
Эпителиальные ткани
Соединительная ткань
Мышечная ткань
Нервная ткань
Нервная система
Нервная система
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Нервная система координирует деятельность всех органов, осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные
реакции на ее изменения. Все это становится возможным благодаря очень четкой работе органов чувств, центральной и периферической нервной
систем.
Основная форма деятельности нервной системы — рефлекс, т. е. ответная реакция на любой сигнал, поступающий из внешней среды или от
внутренних органов.
Физиология нервной системы — один из наиболее трудных разделов программы, поэтому на него нужно обратить особое внимание. В программе
для поступающих в вузы отсутствует анатомическая часть, но знать ее необходимо, так как невозможно уяснить деятельность нервной системы,
предварительно не разобравшись в ее строении. Прежде всего нужно иметь четкое представление о строении головного мозга, знать его
основные отделы: продолговатый мозг, задний мозг (мозжечок и варолиев мост), средний, промежуточный и конечный (передний) мозг.
Все эти отделы были описаны при изучении строения головного мозга животных. Однако в анатомии головного мозга человека есть ряд
особенностей. Главное отличие — очень сильное развитие полушарий переднего мозга и основного его отдела — коры. Зачатки коры появляются
уже у рептилий, несколько более развита она у птиц, но только у млекопитающих и особенно у человека кора больших полушарий достигает
наивысшего развития, образуя многочисленные борозды и извилины.
В анатомии человека продолговатый мозг, мост (масса нервных волокон, связывающих левую и правую половины мозжечка), средний и
промежуточный мозг объединяют под названием ствола, или стволовой части, мозга. Следует подробно разобраться в основных функциях
различных отделов стволовой части мозга и отдельных долей больших полушарий. В табл. 30 показано, что стволовая часть мозга обеспечивает
осуществление врожденных форм поведения — многих безусловных рефлексов. Она регулирует также деятельность внутренних органов.
Кора больших полушарий, куда в конечном счете поступают сигналы от внешней и внутренней среды, обеспечивает при участии стволовой части
мозга возможность образования условных рефлексов.
В табл. 30 указаны функции только небольших (воспринимающих) областей каждой доли коры. В участки коры, расположенные между этими
областями, сигналы непосредственно от рецепторов не поступают, но эти участки осуществляют взаимную связь между воспринимающими зонами
коры. Их повреждение может вызвать полную или частичную потерю памяти, способности писать или читать и т. д. Поэтому данные зоны коры
вместе с воспринимающими играют важнейшую роль в обеспечении высших психических функций человека: памяти, способности к обобщеншо,
воображению, мышлению.
Таблица 30. Функции различных отделов головного мозга человека |
Отделы мозга | Основные функции |
Продолговатый мозг | Регуляция деятельности дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем |
Средний мозг | Регуляция ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, регуляция мышечного тонуса и позы |
Промежуточный мозг | Восприятие сигналов от внешней и внутренней среды, регуляция функций внутренних органов |
Мозжечок | Координация движений и регуляция мышечного тонуса |
Кора больших полушарий: | Восприятие и анализ сигналов внешней и внутренней среды. Участие в образовании условных рефлексов. Обеспечение высших психических функций |
затылочная доля | Восприятие и анализ зрительных раздражений |
височная доля | Восприятие и анализ слуховых раздражений |
теменная доля | Восприятие и анализ кожных раздражений (температура, давление и т. д.) |
лобная доля | Регуляция произвольных мышечных движений |
Строение и функции спинного мозга и периферической нервной системы не выделены в отдельный вопрос программы, но нужно иметь
представление о них в пределах изложенного в учебнике.
Переходя к изучению органов чувств, нужно усвоить, какую роль они играют в ориентации человека во внешней среде, иметь представление
о рецепторах и анализаторах. Строение органов зрения, слуха, обоняния и др. подробно описано в учебнике. Пользуясь цветными таблицами,
легко понять строение глаза, уха и т. д. При изучении органов чувств важно усвоить строение и расположение соответствующих рецепторов.
Например, зрительные рецепторы расположены в сетчатке (одной из оболочек глаза), слуховые рецепторы — вдоль волоконец перегородки улитки,
обонятельные — в слизистой оболочке носа и т. д. Нужно знать основные гигиенические требования, обеспечивающие нормальное
функционирование органов чувств.
Многочисленные сигналы от многих рецепторов поступают в центральную нервную систему, в которой происходит их анализ, устанавливается
их связь между собой, возникают временные связи между различными отделами коры головного мозга. Все эти процессы изучаются физиологией
высшей нервной деятельности — наукой, создателем которой по праву считается И. П. Павлов.
И. П. Павлов значительно расширил учение о рефлекторной деятельности мозга. Еще в 1863 г. И. М. Сеченов высказал смелую для своего
времени мысль о том, что рефлекторная деятельность мозга лежит в основе не только бессознательной, непроизвольной, но и сознательной
деятельности человека. И. П. Павлов открытием условных рефлексов убедительно подтвердил справедливость этого положения. Всем животным и
человеку с момента рождения в одинаковой мере свойственны пищевой, оборонительный, ориентировочный и некоторые другие рефлексы.
И. П. Павлов назвал их безусловными рефлексами, т. е. протекающими без каких-либо предварительно создаваемых условий.
В отличие от безусловных рефлексов условные рефлексы приобретаются в течение жизни человека или животного. Безусловные рефлексы не
могут обеспечить существование организма в сложной и меняющейся обстановке окружающей среды. Если бы животное начинало есть только тогда,
когда пища попала в рот, или защищаться, оказавшись в лапах хищника, жизнь его была бы весьма короткой. Обычно же животное направляется к
пище, почувствовав ее запах или увидев на расстоянии. Это пример условного рефлекса. В учебнике приведены и многие другие примеры. Все
они свидетельствуют о том, что любой внешний раздражитель, сочетающийся во времени с протекающим безусловным рефлексом, может стать
сигналом для такого поведения животного, которое вызывалось безусловным раздражителем (пищей, болью и т. д.). У животных можно выработать
условный рефлекс слюноотделения или поднятия лапы на любой раздражитель, не связанный с пищей или болью. В учебнике описаны правила
выработки условных рефлексов и приводится схема рефлекторной дуги одного из таких рефлексов. Ее нужно тщательно разобрать и убедиться в
том, что основные части рефлекторной дуги остаются теми же, что и в безусловном рефлексе (рецептор, центростремительные нервные волокна,
центральная нервная система, центробежные нервные волокна и рабочий орган). Однако для проявления условного рефлекса необходимо
образование так называемой временной связи между центрами, воспринимающими условный и безусловный раздражители.
В естественной, природной обстановке у животного вырабатывается множество условных рефлексов. Если же окружающие условия меняются
и тот или иной условный раздражитель уже не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает, т. е. не проявляется. Взамен его
может образоваться новый условный рефлекс на другой условный раздражитель, если его действие сопровождается подкреплением. В угасании
условного рефлекса проявляется действие так называемого внутреннего торможения. Условный раздражитель вызывает теперь в центральной
нервной системе не возбуждение соответствующих центров, а активное подавление их деятельности, т. е. торможение. Внутреннее торможение
вырабатывают у животного постепенно, подобно выработке условного рефлекса. Однако торможение в центральной нервной системе может
развиваться и быстро, если в момент действия условного раздражителя внезапно возникает более сильный раздражитель. Условный рефлекс в
этот момент может оказаться подавленным, заторможенным, так как в коре больших полушарий образуется более сильный очаг возбуждения.
Такое торможение И. П. Павлов назвал внешним. В учебнике приведена схема развития внешнего торможения, которая хорошо поясняет его
механизм.
В течение жизни у человека образуются многочисленные условные рефлексы. Особенность условнорефлекторной деятельности человека —
способность к образованию условных рефлексов не только на непосредственные раздражители внешней среды, но и на слова, которыми они
обозначаются. В этом огромное преимущество человека перед животным. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, их образовании и
торможении позволило объяснить многие ранее непонятные поведенческие реакции животных, причины некоторых заболеваний человека и др.
В заключение следует ознакомиться с правилами гигиены нервной системы, соблюдение которых обеспечивает сохранение работоспособности
человека.
Вопросы для самоконтроля
- Опишите строение основных отделов центральной нервной системы — головного и спинного мозга.
- Каковы функции спинного мозга?
- Какова роль коры больших полушарий головного мозга?
- Какие зоны различают в коре больших полушарий?
- Где помещаются центры, регулирующие дыхательную и сердечно-сосудистую деятельность организма?
- Какие отделы головного мозга обязательно участвуют в образовании условных рефлексов?
- Опишете строение глаза человека.
- Какие клетки являются зрительными рецепторами? Как возникает изображение на сетчатке?
- Опишите строение наружного, среднего и внутреннего уха.
- Каково строение улитки и как воспринимается звук?
- Опишите строение вестибулярного аппарата. Какие раздражения он воспринимает?
- Расскажите о строении кожных рецепторов. Какие раздражения они воспринимают, где размещаются?
- Каково строение органов обоняния и вкуса? Как расположены на языке вкусовые рецепторы?
- Назовите основные свойства условного рефлекса. Чем отличается условный рефлекс от безусловного?
- Приведите примеры условных и безусловных рефлексов. Опишите схемы их рефлекторных дуг.
- Что такое возбуждение и торможение? Как связаны эти процессы между собой?
- Чем различаются внешнее и внутреннее торможение? Приведите примеры.
- В чем заключается защитная роль торможения?
- Расскажите о значении работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении физиологии высшей нервной деятельности.
- Чем отличается высшая нервная деятельность человека от высшей нервной деятельности животных?
Строение нервной системы
Нейронная теория
Нервные окончания (эффекторные, рецепторные, межнейронные синапсы)
Рефлекс и рефлекторная дуга
Условные и безусловные рефлексы
Сон и сновидения. Гипноз
Память
Корковые анализаторы
Высшая нервная деятельность человека
Гигиена физического и умственного труда
Органы чувств
Эстезиология - учение об органах чувств
Орган зрения
Орган слуха и равновесия
Орган обоняния и вкуса
Кожная и мышечная чувствительность
Система органов пищеварения
Пищеварение
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
По способу питания человек относится к гетеротрофным организмам, т. е. получает все необходимые для роста и развития
органические вещества с пищей. Однако питательные вещества за исключением простых сахаров и витаминов не могут непосредственно
усваиваться организмом. Они подвергаются сложной переработке, которая осуществляется под действием ферментов, содержащихся в
пищеварительных соках. Система органов, в которых происходит переработка и усвоение питательных веществ, называется пищеварительной.
Строение органов пищеварения подробно изложено в учебнике. Основные процессы, происходящие в каждом отделе пищеварительного
тракта, показаны в табл. 27.
Таблица 27. Основные этапы пищеварения |
Отделы пищеварительного тракта |
Основные процессы, происходящие в отделе | Конечные продукты |
Ротовая полость |
Измельчение пищи, частичное расщепление крахмала |
Продукты неполного распада крахмала, небольшое количество глюкозы |
Желудок |
Расщепление белков, расщепление эмульгированных жиров (например, жира молока) |
Белки более простого строения, небольшое количество аминокислот |
Тонкий кишечник: |
двенадцатиперстная кишка | Эмульгирование жиров на мелкие капли под влиянием желчи | |
Расщепление жиров | Глицерин, высокомолекулярные жирные кислоты |
Дальнейшее расщепление белков | Полипептиды, аминокислоты |
Расщепление крахмала и других сложных углеводов | Глюкоза |
другие отделы тонкого кишечника |
Завершение расщепления белков, жиров, углеводов |
Аминокислоты, глюкоза и другие простые сахара, глицерин и жирные кислоты |
Всасывание продуктов расщепления |
Толстые кишки | Всасывание воды, формирование каловых масс | |
Изучая функции отделов пищеварительного тракта, необходимо знать роль печени как барьера для вредных и ядовитых веществ.
В заключение следует остановиться на гигиене питания и профилактических мерах по предотвращению пищевых инфекций и отравлений.
Вопросы для самоконтроля
- Опишите строение пищеварительной системы человека. Нарисуйте схему.
- Какие процессы происходят в ротовой полости? Каково строение и значение зубной системы?
- Каким изменениям подвергается пища в пищеварительном тракте?
- Назовите функции каждого отдела пищеварительного тракта.
- В чем заключается действие ферментов слюны на углеводы?
- Опишите процесс переваривания пищи в желудке и тонких кишках.
- Какие вещества расщепляются ферментами поджелудочной железы?
- Какова роль желчи в пищеварении?
- В чем проявляется защитная (барьерная) роль печени?
- Как происходит всасывание питательных веществ в кишечнике?
- Как связаны кровеносная и пищеварительная системы?
- Расскажите о значении работ И. П. Павлова по физиологии пищеварения.
- Каковы меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний?
Печень
Система органов дыхания
Дыхание (страница в разработке)
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Дыхательная система человека обеспечивает поглощение кислорода из окружающей среды и выделение из организма образующейся
двуокиси углерода. При изучении крови вы ознакомились с ее дыхательной функцией, т. е. с функцией переноса кислорода ко всем тканям и
органам тела, а от них — углекислоты. В правое предсердие поступает кровь венозная, насыщенная углекислотой. От нее кровь освобождается
в легких, где происходит обмен газов между кровью и окружающей средой. В обмене газов между организмом и средой заключается главная роль
дыхательной системы.
Следует подробно ознакомиться со строением органов дыхания: носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В дыхательных путях важная роль
принадлежит ресничному эпителию. Нужно представлять роль голосовых связок в образовании звука.
Подробно изучите строение легких, а также процесс обмена газов в легких и тканях. Этот обмен возможен благодаря различной концентрации
газов (например, кислорода) в крови и во вдыхаемом воздухе. В венозной крови, которая поступает в легкие, кислорода всегда меньше,
поэтому из полости легочных пузырьков он проникает в кровь и тут же связывается гемоглобином эритроцитов. Этот процесс происходит
непрерывно. В тканях тела наблюдается обратное явление кислород крови освобождается из непрочного соединения с гемоглобином и используется
при окислительных реакциях в клетках. Одновременно в кровь поступает двуокись углерода, выделяемая клетками. Она частично связывается
гемоглобином, частично химическими соединениями плазмы и уносится к сердцу, а затем к легким. В легочных пузырьках углекислота выделяется
в воздух, в котором ее концентрация меньше.
Важно понять, как происходят дыхательные движения (увеличение объема легких во время вдоха и его уменьшение при выдохе). При вдохе,
который совершается в результате активного сокращения наружных межреберных мышц и диафрагмы, увеличивается объем грудной клетки и
возникает зона пониженного давления между пристеночной и легочной плеврой. При этом легкие пассивно растягиваются под влиянием
поступления воздуха из окружающей среды. При выдохе межреберная мускулатура и диафрагма расслабляются, в результате чего ребра несколько
опускаются, а диафрагма приподнимается под давлением органов брюшной полости, объем грудной клетки таким образом уменьшается, а эластичная
ткань легких сжимается, выталкивая из них воздух. Обратите внимание на значение нервной системы в регуляции дыхательных движений, а
также на механизм защитных дыхательных рефлексов.
В заключение необходимо вспомнить известные вам болезни дыхательных путей, способы их предупреждения, а также иметь представление о
жизненной емкости легких и способах ее определения и повышения.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое дыхание? Какова его роль в организме?
- Опишите строение верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов
- Какое строение имеют легкие? Как происходит обмен газов в легких и тканях?
- Опишите механизм дыхательных движений.
- Что такое жизненная емкость легких? Как ее определить? Можно ли ее повысить?
- Каковы функции дыхательного центра? Где он расположен?
- Почему при энергичной работе мышц дыхание учащается?
- Какая связь существует между кровеносной системой и органами дыхания?
- Какие гигиенические правила необходимо соблюдать для защиты органов дыхания от проникновения микробов и пыли?
Кровь. Лимфа
Кровь
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Клетки организма человека могут существовать только при условии непрерывного питания, потребления кислорода и
выведения продуктов обмена. Все эти функции (перенос питательных веществ, кислорода и углекислого газа, а также других продуктов
обмена) выполняет кровь.
Кровь — одна из тканей организма. По типу это соединительная ткань, так как клетки в ней (форменные элементы, или кровяные тельца)
разделены межклеточным веществом — кровяной плазмой. Форменные элементы крови неодинаковы по строению и функциям. Характеристика их
приводится в табл. 26.
Таблица 26. Форменные элементы крови |
Форменные элементы | Форма клеток | Наличие ядра | Число в 1 мм3 крови | Функция |
Эритроциты | Округлая, сплюснутая | Нет | До 5 млн. | Перенос кислорода |
Лейкоциты | Непостоянная | Есть | 5—10 тыс. | Защитная |
Тромбоциты | Овальная | Нет | 200-300 тыс. | Свертывание крови |
Нужно знать строение и роль в организме каждого из названных элементов. Особо следует отметить роль эритроцитов в переносе кислорода
и двуокиси углерода, а также защитную роль лейкоцитов. Необходимо знать о значении фагоцитоза и о работах И. И. Мечникова по его
изучению.
Тромбоциты играют большую роль в процессе свертывания крови, который очень важен для человека. Сущность этого процесса состоит в
превращении растворенного в плазме белка (фибриногена) в нерастворимое соединение (фибрин). Для того чтобы этот процесс осуществился,
необходимо, чтобы тромбоциты разрушились и освободили особые вещества, которые в присутствии солей кальция превращают фибриноген в
фибрин. Схематически процесс свертывания крови можно изобразить следующим образом:
Характеризуя защитные свойства крови, необходимо рассказать о явлении иммунитета, о его роли в борьбе организма с болезнетворными
микробами. Хотя иммунитет и не выделен в качестве самостоятельного вопроса программы для поступающих, следует знать наиболее важные
защитные механизмы:
- фагоцитоз (заглатывание бактерий лейкоцитами и некоторыми другими клетками),
- образование в крови защитных веществ, убивающих бактерии,
- обезвреживание ядовитых продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.
Вопросы для самоконтроля
- Расскажите о химическом составе плазмы крови. Какое значение имеет его постоянство?
- Перечислите форменные элементы крови, дайте их характеристику.
- В каких органах образуются форменные элементы крови?
- Чем отличается сыворотка крови от плазмы?
- Объясните, как происходит свертывание крови? В чем заключается роль тромбоцитов?
- Назовите главную функцию эритроцитов.
- С чем связана защитная функция крови? Что такое фагоцитоз?
- Каково значение крови?
Дыхательная функция крови
Свертывающие и противосвертывающие системы крови
Иммунитет
Группы крови и резус фактор. Переливание крови
Система лимфо- и кровообращения
Кровообращение
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Значение кровообращения для организма состоит в транспортировке ко всем органам и тканям тела питательных веществ и кислорода и
выведении из них продуктов обмена.
Процесс кровообращения обусловливается непрерывной работой сердца, которое проталкивает кровь в сосуды, проходящие по всем органам.
В курсе зоологии прослеживается постепенное усложнение строения сердца позвоночных. У птиц, млекопитающих и человека сердце
четырехкамерное, благодаря чему венозная и артериальная кровь движутся по сосудам, не смешиваясь. Важно разобраться в том, как происходит
движение крови по сосудам и знать основные типы сосудов: артерии, вены и капилляры. Нужно уяснить, чем отличается строение артерий от
строения вен, каково строение капилляров. Артерии несут, как правило, артериальную кровь от сердца ко всем органам тела, по венам течет
венозная кровь к сердцу. Однако есть одно исключение: легочные артерии несут венозную кровь к легким, а от легких артериальная кровь по
легочным венам поступает в сердце. Названные сосуды вместе с легкими и двумя отделами сердца образуют малый круг кровообращения.
Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а из него — в аорту. От аорты отходят две ветви, снабжающие кровью сердечную
мышцу, а также крупные сосуды к голове и рукам. Нисходящая часть аорты проходит в грудной и брюшной полостях тела и разветвляется на
многочисленные артерии, по которым кровь поступает во все внутренние органы и нижнюю часть туловища.
Артерии разветвляются на многочисленные капилляры. В капиллярной сети осуществляется отдача кислорода тканям, причем артериальная
кровь, поглощая углекислый газ, превращается в венозную. Капилляры сливаются в вены, а вены собираются в верхнюю и нижнюю полые вены,
которые несут кровь в правое предсердие. Этот путь крови называется большим кругом кровообращения.
Одновременно с кровообращением в организме человека происходит движение лимфы. Необходимо знать, как образуется лимфа и какова ее роль
в организме.
Строение сердца подробно описано в учебнике. Нужно уяснить особенности сердечной мышцы и работу клапаноз сердца. Изучая работу сердца,
важно отметить фазы сердечного цикла: сокращение предсердий, сокращение желудочков, расслабление. Необходимо разобраться в вопросе о
нервной и гуморальной регуляции сердечной деятельности. К сердцу подходят две пары центробежных нервов. Раздражение одной из них усиливает
и учащает работу сердечной мышцы, второй — замедляет и ослабляет. Гуморальная регуляция сердечной деятельности осуществляется через
кровь, которая содержит различные гормоны и другие физиологически активные вещества. Например адреналин, выделяемый надпочечниками в
кровь, повышает частоту сердечных сокращений.
Последний вопрос программы данного раздела — пульс и его определение — подробно изложен в учебнике и не требует пояснений.
Вопросы для самоконтроля
- Опишите строение сердца человека. Какую роль выполняют сердечные клапаны?
- Перечислите сосуды малого круга кровообращения. С какими отделами сердца они связаны?
- Назовите основные артерии и вены большого круга кровообращения.
- Сравните строение артерий и вен. Чем вызваны их различия?
- Опишите строение капилляров. Какие процессы происходят в капиллярной сети?
- Какие фазы включает сердечный цикл? Какова их длительность?
- Почему сердечная мышца работает, не утомляясь, в течение многих лет?
- Каковы основные свойства сердечной мышцы?
- Какова роль нервной системы в регуляции сердечной деятельности?
- Что такое гуморальная регуляция?
- Как определить частоту сердечных сокращений?
- Каково значение тренировки сердца? Как нужно тренировать его?
- Что такое лимфа и каково ее значение? Как происходит движение лимфы?
- Какие меры первой помощи нужно принимать при венозном и артериальном кровотечении?
Сердце
Кровеносные сосуды
Венный пульс и артериальный пульс
Лимфатическая система
Эндокринная система
Железы внутренней секреции
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Приступая к изучению этой темы, следует уяснить, что такое железы внутренней секреции (эндокринные железы), чем они
отличаются
от желез внешней секреции, привести примеры тех и других. Если секрет железы выделяется в окружающую среду или в полость организма
человека через определенные каналы (протоки), то это железы внешней секреции (слюнные, потовые и др.). Железы внутренней секреции
протоков не имеют, и продукты их деятельности поступают непосредственно в кровь. Интересно отметить, что поджелудочная железа одновременно
с пищеварительными ферментами, попадающими в полость двенадцатиперстной кишки, выделяет непосредственно в кровь гормон инсулин, который
образуется в небольших количествах и действует в течение довольно длительного времени, регулируя количество сахара в крови. Гормоны
других желез внутренней секреции действуют на частоту и силу сердечных сокращений (адреналин), на рост и развитие организма (гормоны
гипофиза), усиливают обмен веществ в организме (гормон щитовидной железы) и т. д.
Чрезмерное усиление или ослабление функций желез внутренней секреции ведет к нарушению нормальной жизнедеятельности организма и
вызывает ряд тяжелых заболеваний (табл. 29). Нужно знать, какими нарушениями деятельности эндокринных желез вызваны эти болезни и
обосновать способ их лечения.
Таблица 29. Основные железы внутренней секреции человека и заболевания, вызванные нарушением нх функций |
Железы внутренней секреции | Местоположение в организме | Болезни, вызванные недостаточной функцией | Болезни, вызванные усиленной функцией |
Щитовидная железа | На шее, впереди трахеи и на боковых стенках гортани,частично прилегая к щитовидному хрящу | Микседема, зоб | Базедова болезнь |
Гипофиз | Нижняя поверхность промежуточного мозга | Карликовость | Гигантизм, акромегалия |
Участки ("островки") поджелудочной железы | В толще поджелудочной железы, расположенной в петле двенадцатиперстной кишки | Диабет (сахарная болезнь) | |
Надпочечники | Над верхним концом почек | Бронзовая болезнь (бронзовая окраска кожи, резкое истощение организма) | Резкое повышение кровяного давления |
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается сущность гуморальной регуляции жизнедеятельности организма?
- Различие желез внешней и внутренней секреции.
- Что такое гормоны и каковы особенности их действия?
- Перечислите основные железы внутренней секреции человеческого организма. Какие гормоны вырабатывают эти железы?
- Какие органы являются одновременно железами внешней и внутренней секреции?
- Какую роль играет гормон надпочечников адреналин?
- Какие болезни вызываются нарушением функций щитовидной железы и гипофиза?
- Как используются гормоны в медицине?
Костно-мышечная система
Опорно-двигательная система (страница в разработке)
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Костно-мышечная система — одна из важнейших систем человеческого организма. Она выполняет опорную и защитную
функции и играет решающую роль в движении.
Скелет подразделяется на следующие отделы: кости черепа (мозгового и лицевого), кости туловища (позвонки, ребра, грудина), кости
поясов конечностей (плечевого и тазового) и кости свободных конечностей. Нужно знать, из каких костей состоят эти отделы, знать
строение отдельных типов костей (трубчатых, губчатых, плоских). Кости скелета отличаются большой прочностью, обусловленной
особенностями их состава и строения. Необходимо вспомнить химический состав кости, знать, какие вещества обеспечивают ее твердость
и упругость (основные минеральные и органические вещества), а также познакомиться с микроскопическим строением кости и ее ростом.
Характеристика скелета будет неполной, если не упомянуть о способах соединения костей, которые придают скелету человека
дополнительную прочность и, кроме того, большую подвижность. В табл. 25 указаны основные способы соединения костей.
Таблица 25. Способы соединения костей в скелете человека |
Соединение | Примеры |
Неподвижное | Соединение костей черепа (кроме нижней челюсти), таза с крестцом |
Малоподвижное | Соединение тел шейных, грудных, поясничных позвонков |
Подвижное (суставы): |
шарнирное | Коленный сустав, локтевой сустав |
шаровое | Тазобедренный сустав, плечевой сустав |
Скелет составляет опору человеческого тела. Ко всем костям его прикрепляются отдельные мышцы или группы мышц, выполняющих
двигательные функции. Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани, строение которой описано в главе 1 школьного учебника
"Анатомия, физиология, гигиена". Рассмотрите устройство отдельной мышцы, ее прикрепление к костям. Охарактеризуйте работу
мышц — сгибателей и разгибателей, отметьте, что движения конечностей возможны лишь благодаря согласованной работе этих мышц.
Мускулатура тела человека разделяется на следующие группы: мышцы головы и шеи, мышцы туловища (спины, груди и живота), мышцы
конечностей. Мышцы головы в свою очередь делятся на мимические и жевательные. Обратите внимание на то, что обилие мимических мышц
свойственно человеку, а из животных — только высшим обезьянам.
При описании микроскопического строения мышц отметьте присутствие в них многочисленных нервных окончаний. Благодаря им сокращение
мышц может происходить рефлекторно, т. е. независимо от сознания. Рефлекс совершается благодаря проведению возбуждения по рефлекторной
дуге от рецепторов кожи до центральной нервной системы и от нее — к мышце. В учебнике приведен классический пример рефлекторной реакции
отдергивания руки при прикосновении к горячему предмету и описан путь, по которому проходит возбуждение. Нужно знать все звенья
рефлекторной дуги и показать рефлекторный характер работы мышц — сгибателей и разгибателей.
Вопросы для самоконтроля
- Опишите строение осевого скелета человека.
- Опишите строение скелета конечностей и поясов конечностей.
- Каким образом соединяются кости в скелете?
- Какова роль скелета и его частей?
- Опишите микроскопическое строение кости (костной ткани).
- Каков химический состав кости? Чем обусловлена ее прочность?
- Где помещается костный мозг и каково его значение?
- В чем заключается сходство и различие скелета человека и млекопитающих животных?
- Какова зависимость между строением, функциями мышц н их местоположением в организме?
- Как прикрепляются мышцы к костям?
- Перечислите основные группы мышц человеческого тела.
- Каково строение гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани? Где в организме человека встречаются эти ткани?
- Под влиянием чего и как происходит сокращение мышц? Дайте схему рефлекторного сокращения мышц.
- Какое влияние на мышечную работу оказывают частота мышечных сокращений и нагрузка?
- В чем выражается утомление мышц и чем оно обусловлено?
Система органов выделения
Выделение (страница в разработке)
Кожа
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
Изучая кожные покровы человека, следует внимательно ознакомиться со строением всех слоев, которые их составляют.
В коже имеются
важные органы: потовые и сальные железы, волосы, различные рецепторы и т. д. Необходимо разобраться в основных функциях кожи: защитной,
выделительной, функции восприятия раздражений и поддержания постоянной температуры тела. Уделите внимание вопросам гигиены кожи,
закаливания организма и гигиены одежды.
Вопросы для самоконтроля
- Какие функции выполняет кожа?
- Опишите строение слоев кожи.
- Какие железы помещаются в коже и каковы их функции?
- Какова роль кожи в регуляции температуры тела?
- Перечислите основные гигиенические требования к закаливанию организма
Строение и функции кожи
Гигиена кожи и одежды
Закаливание организма
Система обмена веществ
Обмен веществ
(требования вступительных экзаменов -
[показать] )
При изучении этого раздела следует обратиться к школьному курсу общей биологии (главы 6 и 8). Знание процессов обмена в клетке очень
помогает при разборе обмена веществ в целом организме.
Прежде всего следует изучить, как происходит водно-солевой обмен в организме, а затем усвоение белков, жиров и углеводов. Ранее
упоминалось, что в органах пищеварения белки расщепляются до аминокислот, жиры — до глицерина и жирных кислот, а сложные углеводы — до
глюкозы. Эти растворимые в воде вещества транспортируются с током крови во все клетки организма, где подвергаются дальнейшим превращениям.
В клетках тела из аминокислот на рибосомах образуются специфические белки при участии транспортных РНК, причем матрицей служат
молекулы информационной РНК.
Из глицерина и жирных кислот, образовавшихся в результате расщепления жиров, поступивших с пищей, синтезируются жиры, свойственные
человеческому организму. Кроме того, значительная часть глицерина и жирных кислот расходуется клетками в процессе дыхания.
Разберитесь в превращениях углеводов в организме человека. Часть глюкозы, образовавшейся в результате расщепления сложных углеводов и
поступившей в кровь, откладывается в печени в виде полисахарида гликогена; другая часть используется клетками организма на разные
биохимические процессы, в первую очередь на дыхание клеток.
При необходимости некоторые органические соединения (углеводы и жиры) могут взаимно превращаться друг в друга. Только недостаточность
белка в пище невосполнима, так как белки, свойственные человеку, могут образоваться только из белковых продуктов по схеме:
белки пищи --> аминокислоты --> белки человеческого тела
Рассмотрите процессы распада и окисления органических веществ, происходящие в клетке. Отметьте роль ферментов в освобождении энергии
при окончательном распаде органических веществ. В результате полного окисления жиров и углеводов образуются вода и двуокись углерода.
Вода выделяется почками и кожей, а двуокись углерода удаляется из организма легкими.
Таблица 28. Некоторые витамины, необходимые для человека |
Витамины | Продукты, содержащие витамины | Заболевания, вызванные недостатком витаминов |
А | Рыбин жир, яйца, сливочное масло, морковь, шпинат | Куриная слепота, нарушения роста |
B1 | Мука грубого помола (содержащая отруби), дрожжи, печень, почки, яйца | Полиневрит (бери-бери) и другие нарушения функций нервной системы |
B6 | Дрожжи, молоко, яйца, говядина | Нарушения белкового и жирового обмена, заболевания кожи |
В12 | Печень, почки | Малокровие (нарушение кроветворения) |
С | Плоды черной смородины, шиповника, цитрусовые, картофель, капуста, шпинат и другие зеленые растения | Цинга |
D | Рыбий жир, печень, масло яйца | Рахит |
Следует дать определение понятий ассимиляция и диссимиляция, показать, что эти процессы невозможны друг без друга, что они выражают
единый процесс обмена веществ.
Важный вопрос программы — учение о витаминах. Следует назвать важнейшие из них, перечислить продукты, содержащие витамины, назвать
болезни, возникающие в результате недостатка их в пище (табл. 28).
Описывая процесс выделения продуктов обмена из человеческого тела, следует обратить внимание на значение этого явления в
жизнедеятельности организма. Нужно знать строение органов выделения (почек, мочеточников, мочевого пузыря) и особенно подробно, пользуясь
таблицами и рисунками, микроскопическое строение почки. Уясните, как и где образуется моча, каков состав первичной и вторичной мочи. В
заключение нужно упомянуть о мерах, предупреждающих заболевания почек.
Вопросы для самоконтроля
- Какое значение имеют для организма человека минеральные соли и вода?
- Где и как образуются белки, свойственные организму человека?
- Как происходит усвоение жиров в организме?
- Каково значение углеводов для организма? Как происходит их усвоение?
- Какие конечные продукты образуются при распаде и окислении белков, жиров и углеводов?
- Что такое обмен веществ? Как происходит обмен между окружающей средой и организмом?
- Дайте определение понятий ассимиляция и диссимиляция. В чем выражается взаимосвязь этих процессов?
- Какое значение имеют витамины для организма? Какие заболевания связаны с недостатком отдельных витаминов в пище?
- Опишите строение органов выделения человека.
- Каково строение почек? Как происходит образование мочи?
- Какую роль в обмене веществ играет выделительная система?
Питание - составная часть обмена веществ (поступление веществ из среды в организм)
Биохимические основы сбалансированного питания
Биохимия пищеварения (переваривание питательных веществ)
Биохимия пищеварения (всасывание питательных веществ)
Эмбриология
Развитие человеческого организма (страница в разработке)
Эмбриология (карта раздела)
ФИЗИОЛОГИЯ
|
|
Исследование больного и оформление истории болезни
|
|
|
|
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся!
Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.
Подробнее см. Правила форума
[X]
Беседы с опытным психологом по Skype. Консультации, психотерапия.
Стоимость 1 часа - 500 руб. (с 02:00 до 16:00, время московское)
С 16:00 до 02:00 - 800 р/час.
E-mail: aristo@newmail.ru
Последние сообщения
Реальный консультативный прием ограничен.
Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.
Нажми на картинку - узнай подробности!
Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи!
Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на
нашем форуме
05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная
HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.
Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через
раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"
|
|